Тема 5. Экзистенциальные модусы существования человека

Глава Что такое модус бытия? В нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще, чем модус бытия, и поэтому большинство людей о первом знают больше, чем о втором. Однако не только данный факт, но и сама природа различия между этими двумя способами существования затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом обладания. Обладание относится к вещам -- они стабильны и поддаются описанию; бытие же относится к человеческому опыту, который в принципе описать невозможно. Полностью поддается описанию лишь наша -- маска, которую носит каждый из нас,"я", которое мы представляем, -- так как эта есть вещь. Живое же человеческое существо -- это не мертвый, застывший образ и потому не может быть описано как вещь.

Феномен тревоги как модус человеческого существования

Иметь или быть. Фромм Я как обычно конспектирую всякие книги. Здесь по большей части нарезка цитат самого Фромма да пару моих фраз. Но по факту произошло это: Почему великие надежды не сбылись?

Феномен тревоги как модус человеческого существования. Б. Спиноза, не дифференцируя тревогу и страх, будучи уверенным в возможности разума.

Рациональность и иррациональность природы феноменов страха и тревоги. Представители психоанализа сходятся во мнении, что оба феномена страх и тревога имеют свое представительство как в сознательной, так и в бессознательной сфере психики. Так мы полагаем, что тревога берет свое начало на периферии сознания, т. По мере распознавания средовых маркеров угрозы и их осознания тревога смещается к центру сознания и попадает в фокус. Переживание тревоги в фокусе сознания очень кратковременно, так как вступают в действие защитные механизмы, исходящие с периферии сознания.

Результатом действия защитных механизмов становится перемещение тревоги на периферию сознания или в случае действия незрелых защит, тревога вытесняется в бессознательное, но не бесследно. Страх актуализирует действие инстинктивных механизмов борьба, бегство, анабиоз , которые дают возможность человеку справиться с переживанием, преодолеть его. В отношении рациональности и иррациональности страха и тревоги нельзя сказать, что один феномен рационален, а другой - иррационален.

Динамику развития и проявлений страха отличает от тревоги меньшая сложность и доля сознательной регуляции. Чувства душевной боли, вины, одиночества, ответственности, свободы переживаются в тревоге, образуя модусы:

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей.

Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе.

не только психологическое переживание, а модус трагедии, заложенный в природе мира и челове- . человеческого существования: страдание, вина.

Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы основы кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ его бытия, на том этапе его жизненного пути, когда перед человеком встают вопросы: Это не те вопросы, которые ребенок начинает задавать в лет и заканчивает в Трудно найти более удачной иллюстрации, показательного примера, чем душевные искания графа Л.

Конечно, можно представить их как интеллигентские переживания. Однако, такие же вопросы явно или неявно, осознанно или неосознанно появляются у человека в периоды крушения базовых иллюзий. Крушение же базовых иллюзий есть следствие травматических событий жизни человека. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица. Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожился бы неизбежно предстоящей мне смертью Л. Каков же предмет экзистенциональной психологии.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Оренбургский государственный университет Кафедра философии Реферат по книге: Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Попытаемся выделить наиболее ценные и существенные общечеловеческие аспекты понимания страха в истории становления философской мысли, представляющие не только исторический интерес, но и остающиеся во многом актуальными в современных трактовках природы и значения страху Одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур.

В статье рассматривается проблема страха как феномена, обусловленного условиями человеческого существования. К числу таких условий относятся.

ЕЕ Эволюция представлений о тревоге в истории философской мысли. Тревога в психоаналитических концепциях. Динамика переживания и проявления онтологической тревоги в контексте влияния социальных факторов 3. Конструктивные и деструктивные формы проявления тревоги в социуме. Человек в период Средневековья попрежнему одинок, и христианство признает его глубокое неизбывное одиночество и вместе с тем его стремление забыть, не замечать, вытеснить из сознания это переживание.

Христианская концепция, обращаясь к одинокому сознанию, предлагает своим адептам религиозную защиту. Отношение к одиночеству как экзистенциальной данности и в Средневековье разделяет людей на две категории. Верослужители, мудрецы категория не только признающих одиночество, но и принимающих эту данность как уникальный опыт одинокого Богочеловека Иисуса Христа и относящих себя к ищущим божественные истины, к строителям своей жизни от рождения до смерти под знаком опыта религиозного одиночества , с.

Такое принимающее сознание чувствительно к проявлениям тревоги, но не избегает и не прячется от переживания. Вторая категория, объединяющая людей в отношении к экзистенциальному одиночеству, это негативно оценивающие. Незрелое сознание, движимое, в первую очередь, тревогой, ищет и находит в религии опору или убежище от собственных переживаний.

Отношение человека к смерти в период Средневековья, когда актуальна философская теологическая христианская концепция, заметно отражается на содержании опасностей, инициирующих тревогу. Всеобщее отношение к смерти как к момент перехода из одного состояния бытия в другое, как к избавлению от мытарства земной жизни, не избавляло индивидуальное сознание от тревоги перед лицом внезапности и неотвратимости собственной смерти и добавило беспокойства по поводу своей чистоты, безгрешности, праведности и готовности предстать перед судом совести.

Тревога в религиозном сознании, будучи связанной с пониманием зависимости загробной жизни от жизни земной, переживается как страх Божий.

Часть , Смерть.

Категория свободы занимает центральное место в философии экзистенциализма. Все экзистенциалисты считают, что свобода и экзистенция неразрывны. Нельзя даже сказать, что свобода есть характерная черта, атрибут экзистенции, так как экзистенция и свобода немыслимы раздельно, экзистенция и есть свобода.

тальных характеристик как одиночество, смерть, страх, вера, надежда . на, самотрансценденции человеческого существования»2. Особый вклад в модусы, в которых Dasein, рассматриваемое исключительно как бытие.

Частнонаучные исследования ограничены прикладными аспектами решения проблемы тревоги. Задачи диссертационного исследования 1. Выявить основания философских интерпретаций тревоги. Выявить онтологический статус феномена тревоги как имманентного человеческому бытию. Охарактеризовать основные социальные формы проявления тревоги. Объектом исследования является тревога как данность человеческого бытия.

49. Бытие человека и модусы человеческого существования (любовь, страх, игра, вина и др.)

Всему на свете приходит конец — это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить.

Ту же мысль выразил св.

(страх, тревога, кризис, страдание) и положительного, жизне- и смыс- В экзистенциальной философии «отрицательному» модусу личност- человеческого существования, являющихся также и основополагаю- щим толчком к.

Социокультурные модусы человеческого бытия Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

Бубер назвал три сферы отчуждения: Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Увеличилась пропасть между способностью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее. Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем ниже уровень производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического и нервного перенапряжения всю тяжесть производства, порождая технологическое отчуждение.

Человек при этом выступает как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции. Технологическое отчуждение возможно и при высоком, в условиях компьютеризации, уровне производительных сил. При принудительной, внеэкономической организации труда в обществе казарменного типа производство и потребление оказываются разорванными, приводя к социально-экономическому отчуждению. В либеральной рыночной экономике человек часто встраивается в структуру корпораций, растворяется в них и при этом отчуждает свои способности.

О страхе